Swallow
Наверное, если бы я была книжным персонажем, нашлось бы тысяча девушек, которые после прочтения книги обо мне постарались бы создать себе аналогичное амплуа - иными словами просто косить под меня.
Наверное, если бы мой личный дневник The Spider in Charlie's Boх (я сейчас говорю о рукописном) прошел жесткую цензуру, реальные люди были замаскированы под вымышленных и стилизованы, он бы стал таким художественным произведением.

Но я пишу в блоге, в онлайн-дневнике, в одном из миллионов онлайн-дневников, и среди этих миллионов абсолютно точно можно найти сотни или даже тысячи аналогичных, и тут не работает правило, что мол, дескать, каждый уникален, потому что вся культура давно стала массовой и все люди, так или иначе, порабощены ее влиянием и одинаково маскируют или недоговаривают об одинаковых проблемах. Кто-то катает посты с целью скрыть единственный факт, который они так тщательно пытаются запереть в самых темных уголках сознания: "массы, знайте: я - лжец, я ничтожество, я - позер, старающийся прикрыть это под маской циничности и едкости/напускного веселья. Я вижу в людях только плохое, а если ни дай бог случайно увижу что-то хорошее и яркое, то тут же удаляюсь в черную зависть или в комплексы", кого-то открыто заявляет о том, какой он неудачник и, похоже, получает от этого своеобразное удовольствие. Кто-то просто ведет хроники необычных событий обычных дней, кто-то - о тихой несчастной влюбленности, но - суть одна: в интернете такие разные люди совершенно добровольно так легко подставляют свои шеи под такие одинаковые ярлыки, преследуя лишь одну цель: подчеркнуть свою индивидуальность и хоть как-то самоутвердиться через _виртуал_. Я не говорю о тех случаях, когда мегабайты текстов по ту сторону монитора воспринимаются как ни к чему не обязывающая, но, в сущности, такая необходимая эмоциональная помойка.
Ведь из любого неудачника, любой посредственности можно сделать идола, если его жизнь станет достоянием массовой культуры. Как Бриджит Джонс (персонаж вымышленный в меньшей степени, потому что писался с матери-неудачницы). Так много посредственных, неудовлетворенных своим образованием, карьерой и личной жизнью дам, в возрасте over-the-hill, являющихся представительницами среднего класса находят себя, пусть даже частично, в этом романе. Залог такого бешеного успеха у этой, в сущности, не имеющей никакой художественной ценности книги не столько в этом, сколько в хеппи-энде. Действительно, очень мало сознательных людей (сознательных, а не стремящихся к сладостному саморазрушению подростков) с удовольствием читают произведения типа того же "Обрыва", Гончарова или его же "Обломова", я уж не говорю о Достоевском. Гораздо приятнее не слишком располагающее к глубокому психологическому анализу (приводящему в большинстве случаев к выводу что все гавно, все неудачники и вокруг одна несправедливость) произведение, в котором гарантированно в конце герои, вызывающие наше сочувствие обретут счастье, а подлецы будут жестоко наказаны. Или еще лучше, новинка современной культуры - культовые псевдопсихологические романы о "смысле жизни" и "тайнах вселенной" где все вроде бы разжевано и показано как надо жить, типа того же Пауло Коэльо, чей успех исключительно в том, что он дает своим читателям веру в некие Высшие Светлые Силы, которые работают как волшебная палочка, желают тебе только добра, все-все прощают, но помогают только хорошим работящим парням. Ну круто же. Именно из-за этих книг появилось целое поколение людей, с штампованным внутренним миром, у которых ни единой собственной мысли в голове, только насаженные этими псевдофилосовскими книгами, при этом сами люди уверены, что постигли некую охуенную тайну мироздания и теперь нивротебаться уникальны и все такие философы, причем если дать им почитать труды того же Генриха Гейне, которого они так любят цитировать на своих страницах вконтакте, то они либо не выдержат после пятой страницы, либо из чувства, что после прочтения этой книги они станут умнее, они ее-таки дочитают, тупо приняв на веру все прочитанное, не делая скидок ни на век, ни на менталитет, ни на собственное, мать его, мнение. Людям совсем не страшно вот так прожить свою жизнь, не обременную громоздкими словами и глубокими размышлениями, просто так, не вдумываясь. Счастье несовместимо с привычкой анализировать всё и всех. И да, я им очень завидую таким, бесстрашным, а может и глупым, кому не жалко прожить _свою_ _жизнь_ не вдумываясь. Это, надо сказать, или врожденный талант, или благоприобретенный защитный рефлекс "отключаю мозг по команде". Те, кто либо боится так жить, либо просто не может, завистливо или надменно придумывало множество разных названий тем, из первой категории, начиная от банального "тупая пизда" и заканчивая "человеком, с ограниченным развитием", "представителем среднего класса развития".

Что же касается меня - я очень люблю Бриджит Джонс, и в такие минуты, когда кажется, что все зашло в тупик или хочется рухнуть на пол и сперва нажраться, а потом расплакаться, или, к стыду своему признаю, просто хочешь найти сил или оправдания я открываю эту книгу и читаю ее, потому, что не смотря на внешнюю безысходность, внутри ты все равно понимаешь, что это иллюзия, и сегодня-завтра-через-пару-недель тебе придется выйти из этого состояния, и чем скорее ты это сделаешь, тем лучше для тебя. Массовая культура, ориентированная на стадо, обладает расслабляющим, отупляющим и целебным воздействием. То, что нужно для вас, зазнавшиеся, депрессивные надменные подростки, главные создатели ловушек для своего же ума, главное - дозировка.